Скань
Скань (филигрань) — это разновидность ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой медной, серебряной или золотой проволоки, свитой в веревочки или гладкой. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие золотые или серебряные шарики) и эмалью.
История
В Древней Руси техника скани стала использоваться с IX—X веков. В то время витая проволока еще не использовалась для производства, а применялись зерни. Изделия XII—XIII веков отличаются высоким качеством, в тот период еще началось использование технологии напайной, а с XII века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.
На XV—XVI века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: резная кость, дерево, эмаль, драгоценные камни. Наиболее известными сканщиками в то время были Иван Фомин и Амвросий.
В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (шкатулки, солонки, вазочки). В производстве стали применять перламутр и хрусталь. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили туалетные принадлежности, церковную утварь, посуду.
В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мастерской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.
Известный современный художник-ювелир Маланчук Юлия, продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники — ювелирную скань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов» как драгоценность хранится в музее Мосфильма.