Бумбокс
Бумбо́кс — это тип переносного аудиоцентра. Изначально так назывался переносной двухкассетный стереомагнитофон с радиоприёмником, и большими динамиками. С 1990-х годов такой аудиоцентр комплектуется CD-проигрывателем, а на сегодняшний день магнитофон в бумбоксах встречается всё реже, постепенно вытесняясь более современными типами звуковых носителей.
Появление
В 1975 году братьями-близнецами Скоттом и Стейси Вёльфел был придуман первый бумбокс. Для этого они использовали деревянный корпус со встроенными колонками и 8-дорожечной автомобильной магнитолой. Уже в конце 1970-х годов различные компании представили свои бумбоксы. Однако, несмотря на то, что ими были разработаны достаточно мощные и продвинутые модели, настоящую популярность бумбоксы получили лишь в 1980-х годов — вместе с развитием феноменов хип-хоп культуры и брейкданса.
Геттобластер
Термин «геттобластер», синоним бумбокса, можно счесть оскорбительным или одобрительным в зависимости от контекста. Слово «геттобластер» возникло в кварталах городов Соединённых Штатов, с преобладающим чернокожим населением, независимо от их материальных возможностей. Именно «Геттобластер», а не «бумбокс», стал общим термином в Австралии и Великобритании применительно к крупным портативным стереосистемам.
Слово «геттобластер» используется в названии по крайней мере одного журнала и одной звукозаписывающей компании, а также как элемент популярного стереотипа афроамериканской культуры 1970-х и 1980-х годов, связанного, как правило, с хип-хопом, фанком, рэпом и брейкдансом.
В 1990-х годах в Великобритании употребление этого слова значительно сократилось в пользу термина «Брикстонский портфель», относящемуся к пригороду Южного Лондона с чернокожим населением Брикстон.
В 1985 году компания Виргин Геймз выпустила свою игру Ghetto Blaster для 8-битного домашнего компьютера Коммодор 64, в которой герой ходит по улице с бумбоксом и под музыку обстреливает людей, чтобы заставить их танцевать.
Расцвет
Главным фактором взлёта спроса на бумбоксы стали уличные виды активности — джемы и батлы, когда группы молодёжи стали демонстрировать свои стили друг другу, соревнуясь в танцевальном умении и в мастерстве читки рэпа. Новый тип аудиоустройства до сих пор привлекает именно этой возможностью — потанцевать, обменяться музыкальными треками и сделать новую запись в любом месте.